Технико-тактическая подготовка в кудо

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка

1.2 Тактическая подготовка

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности

2.2 Тактика соревновательной деятельности

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах

4. Особенности технико-тактической подготовки в КУДО.

4.1 Экипировка в кудо

4.2 Разрешённые действия в кудо

4.3 Участники соревнований и время поединков

4.4 Оценки и решения судей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Подготовка спортсмена - понятие широкое и представляет собой направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям.

Наряду с физической подготовкой большое место в спортивной тренировке занимают практические разделы технической и тактической подготовки спортсмена. Спортивная техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а спортивная тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели. Этим объясняется теснейшая взаимосвязь технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделить условно[1].

Результаты подготовки - спортивный результат, достигнутый на соревнованиях. В единоборствах такая цель - победа над соперником в соревнованиях.

Будущий спортивный результат похож на здание. Если под него подведён массивный фундамент, то оно стоит прочно и его можно надстраивать[2].

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка.

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приёмов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются приёмами. Приём или несколько приёмов, применяемых для решения определённой тактической задачи, являются действием[3].

Определений технической подготовки данное Матвеевым Л. П.: «технической подготовкой» спортсмена называют обучение его технике действий, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. Тогда как Холодов Ж. К. не различает понятий техническая подготовка и подготовленность.Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов [4].

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней входят - обычно в преобразованном виде - в состав образующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, привлекаемых в качестве средств физической полготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять).

Центральная задача в специальной технической подготовке - обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях, а также неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач: познание основ спортивной техники; моделирование её индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена; формирование двигательных умений и навыков, позволяющих участвовать в текущих соревнованиях; последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена; создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; доведение их до возможно высокой степени совершенства[1].

По степени освоения приёмов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1. Наличием двигательных представлений о приёмах и действиях и попыток их выполнения.

2. Формированием двигательного умения.

3. Образованием двигательного навыка.

Требования к спортивной технике:

• Результативность;

• Эффективность;

• Стабильность;

• Вариативность;

• Экономичность;

• Минимальная тактическая информативность.

К основным задачам, которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие:

• увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;

• достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники вида спорта;

• последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия;

• усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов;

• повышение надежности и результативности технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

• совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

1.2 Тактическая подготовка.

Под спортивной тактикой следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании. Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

В структуре тактической подготовленности следует выделять такие понятия, как тактические знания, умения, навыки.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения — форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки — это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление — это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактика соревновательной деятельности предусматривает мыслительные операции, выражающиеся в тактическом замысле, и практические действия, обеспечивающие реализацию этого замысла. Оптимальным является вариант точного соответствия тактического замысла возможностям спортсмена в отношении его технического, физического и психологического потенциала. Самые эффективные тактические модели не будут в полной мере реализованы, если уровень подготовленности спортсмена не достаточен для их реализации. И, наоборот, потенциальные технические, физические и психологические возможности спортсмена не найдут своей полной реализации в соревновательной деятельности в случае несовершенства тактического замысла.

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

• владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;

• соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;

• соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (соперники, состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и др.);

• обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности — технической, психологической, физической.

В зависимости от квалификации соперников, их индивидуальных особенностей тактика может быть алгоритмичной, вероятностной и эвристичной.

Алгоритмичная тактика строится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. В ходе поединка спортсменам приходится действовать, предполагая, со стороны противника активное противодействие. В таких случаях спортсмен предварительно планирует свои действия, заранее определяя их технико-тактическое содержание, действует преднамеренно.

Вероятностная тактика представляется действиями, в которых планируется определенное начало с последующими вариантами продолжения в зависимости от конкретных реакций соперника и партнеров по команде. Это связано с тем, что в соревнованиях постоянно возникают ситуации, в которых спортсмену приходится прекращать или корректировать действие по ходу его выполнения в соответствии с характером противодействий соперника. В таких случаях спортсмен переключается с действий, предварительно запланированных, на действия, наиболее соответствующие возникшей ситуации, т. е. действует преднамеренно- экспромтно.

Эвристичная тактика строится на реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации поединка. Зачастую в соревнованиях сложная ситуация возникает внезапно, в момент недостаточной готовности спортсмена. В таких случаях спортсмен должен, мгновенно оценив ситуацию, действовать экспромтно. Это наиболее сложный вариант действий.

Исходя из тактических задач, все действия в спортивном поединке могут быть направленными на подготовку, нападение и оборону. Подготавливающие действия характеризуются разведкой, выбором момента для начала активных действий, разгадыванием намерений противника, маскировкой замыслов, обманами, маневрированием и др. Нападение осуществляется атакующими и контратакующими действиями. Оборона может быть позиционной, маневренной и комбинированной.

Следует учитывать, что все действия по тактической направленности могут быть действительными и ложными.

Для тактики действий в спорте характерным является применение традиционных или новых приемов, разрабатываемых тренерами и спортсменами исходя из индивидуальных особенностей спортсменов, современных тенденций спорта и т. д. [5].

В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:

• изучение сущности и основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

• овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

• совершенствование тактического мышления;

• изучение информации, необходимой для практической реализация тактической подготовленности;

• практическую реализацию тактической подготовленности.

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности.

Развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, например, в греко-римской борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. существенно сказалось на характере и соотнесении двигательных действий квалифицированных спортсменов.

Соревновательная деятельность спортсменов проходит в постоянно и быстро изменяющихся ситуациях спортивного поединка. В этих условиях спортсмены применяют разнообразнейшие действия, направленные на достижение победы. Количество возможных действий, применяемых спортсменами в соревнованиях, особенно в единоборствах и играх, весьма велико. Так, например, в футболе применяется более 640 действий. При описании техники ближнего боя в боксе приводят более 70 способов нанесения, только одиночных ударов и 30 способов вхождения в ближний бой в момент атаки противника.

В связи с бесчисленным множеством вариантов соревновательных ситуаций, необходимостью быстро реагировать на каждую из них адекватными действиями двигательный стереотип соревновательной деятельности в единоборствах выработать сложно и нецелесообразно. Если бы тренеры и спортсмены все же пошли по пути выработки такого стереотипа, то это вряд ли привело бы к успеху. Ведь каждый раз спортсмен, встречаясь даже с хорошо известным противником, применяя одни и те же действия, никогда не встречается с точным повторением пространственных, временных и других условий. Очень изменчиво и функциональное состояние организма спортсменов даже в пределах одного соревнования.

В связи с вышеизложенным для усовершенствования процесса обучения и тренировки необходимо дифференцировать понятия «прием» и «действие».

Специализированные положения и движения спортсменов, отличающихся характерной двигательной структурой, но взятые вне тактической ситуации, вне поединка, называются приемами. Все специализированные положения и движения в каждом виде спорта можно классифицировать по группам приемов, близких по характеру, условиям выполнения и решаемым двигательным задачам. Так, например, учитывая особенности деятельности спортсменов, целесообразно классифицировать приемы на три группы: исходные положения, передвижения, основные движения. К исходным следует отнести все специализированные положения спортсменов — стойки, захваты в борьбе и т. д. Группа передвижений охватывает все способы перемещения по рингу, ковру. К основным движениямследует отнести удары, подставки, отбивы, уклоны, перевороты, броски, подсечки и др.

Различные приемы могут применяться отдельно или в сочетании с другими для решения какой-либо тактической задачи. Одним и тем же приемом, в зависимости от создавшейся соревновательной ситуации, можно решать разнообразнейшие тактические задачи. Например, прием удар может быть использован и для подготовки (обман в нападении), и в различных разновидностях атак, и т. д.

Одна и та же позиция в зависимости от решаемой тактической задачи может применяться как в подготовках (вызовы, обманы), в обороне (защиты), так и в нападении. При этом основные характеристики техники приема почти не изменяются.

Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием. Если исходить из тактических задач, то все действия спортсменов в спортивном поединке можно классифицировать как действия подготовки, нападения и обороны.

Одной из отличительных особенностей техники соревновательной деятельности единоборцев является опосредованный контакт со своими спортивными противниками и партнерами.

Следует особо подчеркнуть преимущественную разнохарактерность деятельности зрительного и двигательного анализаторов в процессе действий единоборцев. Двигательный анализатор выполняет главную роль технической реализации тактических замыслов. Зрительный анализатор в большей степени связан с анализом ситуации на основании восприятия пространственных взаимоотношений, основанных на дистанционных и позиционных положениях и действиях, участников поединка. Техника вида спорта совершенствуется в зависимости от изменений правил соревнований и судейства, усовершенствования спортивного инвентаря и оборудования.

2.2 Тактика соревновательной деятельности.

Под тактикой в спорте следует понимать целенаправленные способы использования технических приемов в тактических действиях для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности (своей, партнеров и противника), а также условий среды. В каждом виде спорта способы решения тактических задач специфичны и зависят от правил соревнований, особенностей спортивной техники, традиций вида спорта, опыта спортсменов и др.

Тактика может соотноситься с соревновательными, стартовыми (бой, поединок, забег, заплыв, схватка и др.) и ситуационными целями. Особенностями тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта и особенностями соревнований.

В единоборствах соревновательное общение с противником, постоянный дефицит пространства и времени, быстро и вариативно изменяющиеся условия спортивного конфликта ставят перед спортсменами сложные мыслительные и двигательные задачи.

Характерным для соревновательной деятельности в единоборствах является то, что спортсмен должен учитывать не только известные ему обстоятельства, но и по возможности те решения, которые принимает его противник и которые ему самому достоверно не известны.

В соревновательных условиях спортсмены, специализирующиеся в единоборствах, зачастую оказываются в ситуациях, известных по предыдущей тренировочной и соревновательной деятельности. Однако в вариативных конфликтных ситуациях единоборств постоянно неизвестным является прием, которым противник будет решать конкретную задачу, и момент начала его применения.

В спортивных единоборствах сложность тактических действий определяется возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Перечисленные характеристики поединка умышленно создаются противодействующим соперником. Все это затрудняет оценку создавшейся ситуации, осуществление оптимальных двигательных решений, предъявляет повышенные требования к нервно-мышечным процессам и возможностям вегетативных систем, усиливает психическую напряженность.

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах.

Можно условно разделить на 3 вида единоборств:

1) Борьба (дзюдо, вольная и греко-римская борьба, самбо и т.д.)

2) «Ударные» виды (бокс, кик-боксинг, муай-тай и т.д.)

3) Комплексные (кудо, рукопашный бой, ушу-саньда, версии М-1 и К-1).

Под техникой спортивной борьбы понимаются способы выполнения действий, используемых в поединке с целью достижения победы, хотя направленность этих действий в конкретной ситуации бывает различной (атака, защита, создание активного фона или промежуточных действий) [6]. Следует различать технику «модельную», на основе которой строится процесс обучения, и реальную, т. е. освоенную в результате обучения. В свою очередь, реальная техника может быть рациональной и нерациональной. Техническая подготовка — это процесс обучения технике и доведения ее до уровня навыков. 

Тактика— способ объединения технических действий для достижения соревновательной цели, форма организация соревновательной деятельности в целом [7]. Различают тактику соревнований, схваток, выполнения технических действий [8,9]. Тактическая подготовка есть процесс повышения уровня специфических знаний спортсмена и практического освоения способов рациональной организации технических действий в различных условиях соревнований для достижения намеченной цели.

Техника и тактика образуют единый комплекс [10]: во-первых, каждое техническое действие может быть использовано для решения тактических задач, во-вторых, в настоящее время практически ни один прием (атакующее техническое действие, оцениваемое судьями в баллах) не может быть проведен без тактической подготовки, в-третьих, все технические действия вообще преднамеренно организуются с тактическими целями. Поэтому все большее распространение получают такие понятия, как технико-тактическое действие (техническое действие, которое можно использовать в тактических целях), технико-тактическая подготовка (обучение не просто технике и тактике борьбы, но с обоснованием и практическим освоением способов их комплексного использования), технико-тактическая подготовленность (результат предыдущего), технико-тактическое мастерство (высокий уровень технико-тактической подготовленности).

Анализ современной литературы по борьбе свидетельствует о слишком произвольном, толковании понятий «техническая подготовка», "тактическая подготовка", «технико-тактическая подготовка». В результате разные понятия часто взаимозаменяют. Чтобы избежать этого, следует, по-видимому, исходить из учета того, какие задачи решаются в процессе подготовки (они должны быть всегда конкретными). Освоение и совершенствование технических действий, например, предполагает техническую подготовку. Сложнее обстоит дело с двумя другими понятиями. Процесс изучения тактики можно понимать как тактическую подготовку, а практическое её освоение (проведение множеств, технических действий в соответствии с определенными требованиями) — как технико-тактическую подготовку. Кроме того, когда идет отвлеченный разговор о совершенствовании компонентов технико-тактического мастерства, но не известна или не указана конкретная задача, следует также пользоваться понятием «технико-тактическая подготовка» (ТТП)[11].

ТТП можно рассматривать как некий интегральный показатель подготовленности в целом. Наиболее совершенной формой его проявления признана комбинационная борьба [12], которая, благодаря динамичности, характеризуется высокой зрелищностью. ТТП должна быть ориентирована на выполнение наиболее общих стратегических установок (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Технико-тактическое умение и подготовленность.

Стратегия

Техника

Тактика

Доминирование атакующих действий

Техническая разносторонность с высоким уровнем эффективности

Вариативность в реализации «цепей действий» (рис 3.1)

Целеустремлённость в ведении борьбы, высокий темп повторных атак, спуртов

Техническая специализация на основе индивидуальных комплексов приёмов

Подчёркнутое сохранение индивидуальной тактики во всех ситуациях поединка (в атаке, защите, контратаке, комбинации и связке)

Акцентирование первого действия (взятие инициативы)

Овладение четырьмя - шестью

индивидуальными «цепями действий» с высокой

соревновательной надёжностью (рис. 3.1)

Оптимальная установка на схватку

Рациональное расположение центра тяжести и усилий при проведении атакующих действий

Усиление применения комбинаций в стойке и партере

 

Одним из важнейших факторов прогресса спортсменов заключается в максимальном использовании индивидуальных особенностей при соблюдении основополагающих организационных и методических принципов тренировки, которые охватывают все виды подготовки, в том числе технико-тактический. Следование этим принципам ведет к формированию индивидуального арсенала часто употребляемых технических действий и способов подготовки их выполнения, а, в конечном счете — к выработке индивидуальной манеры ведения поединка [13, 14, 15, 16, 17].

Особенности организации соревновательной деятельности, выработанные в процессе многолетней тренировки (они характерны для отдельного индивида и наиболее отчетливо проявляются в схватках, в которых последний добился победы), одни авторы называют стилем, а другие манерой ведения борьбы. При таком подходе можно говорить, что манера ведения борьбы спортсмена, преимущественно соответствует такому-то стилю. Следовательно, стиль — это обобщающее понятие [11].

Совокупность морфологических, функциональных и психологических особенностей лежит в основе формирования индивидуальной манеры ведения поединка [18, 19]. Отметим, что морфологические и функциональные особенности спортсменов очевидны или их сравнительно легко выявить и учесть в процессе освоения и совершенствования техники и тактики единоборцев. Гораздо сложнее распознать и тем более рационально учесть при подготовке индивидуальные психологические особенности [18]. Результаты исследований [16] показывают, что полный анализ структуры подготовленности и преимущественной предрасположенности к ведению поединков в определенной манере позволяет дифференцировать совершенствование ТТП квалифицированных борцов и на этой основе формировать нужную манеру. Такой подход способствует быстрому росту уровня ТТП и повышению эффективности соревновательной деятельности (Р<0,05).

При оценке эффективности тренировочного процесса юношей и юниоров основным критерием должна быть и техническая подготовленность, а не один результат [20], который достигается иногда за счет опережения в биологическом развитии либо преимущества физических качеств. Единоборцам, имеющим неправильные технические навыки, совершенствование дается с большим трудом. Технико-тактическая и физическая подготовленность тесно связаны [10]. Это надо учитывать при планировании процесса обучения, как и то, что функциональное совершенствование в движениях тесно соприкасается с развитием координационных механизмов, в том числе межмышечной координации [21].

Техническую подготовку можно рассматривать как совокупность двух процессов — обучения и тренировки. Методами обучения определяется владение способами решения специфических задач, т. е. техникой. Недостатки в обучении едва ли можно компенсировать увеличением объема тренировки, которая повышает физические возможности для выполнения технических действий, но существенно не влияет на перестройку сформированных при обучении способов действий. Более того, в результате тренировки происходит закрепление отработки этих способов. Поэтому важность и единство обоих компонентов очевидны.

4. Особенности технико-тактической подготовки в кудо.

4.1 Экипировка в кудо.

КУДО - вид восточных единоборств, отличающийся максимально приближенными к реальному бою правилами соревнований, но при этом с минимальным травматизмом для спортсменов.

Кимоно.

Кимоно должно быть синего или белого цветов, для удобства работы судей, и плотным для выполнения бросков. Рукав укороченный, но должен закрывать локоть, что позволяет, используя захват, наиболее лучше контролировать руки противника, не позволяя ему наносить удары. Штанины должны закрывать щиколотки.

Защита рук.

В качестве защиты рук используются бинты для фиксации кистей длиной 1,5 м и по желанию кенсапы. Кенсапы - войлочные накладки, защищающие ударную часть кулака, но оставляют открытыми пальцы и ладони, что позволяет без помех применять захваты. Толщина войлока 2-3 мм. Использование кенсап отличительная черта кудо, в отличии от боксёрский перчаток и накладок, они не увеличивают массу удара. Недостаток - это большое количество мелких травм пальцев рук (в основном ссадины и рассечения) у спортсменов НП и УТ групп.

Защита голеностопа.

Щитки на голень разрешены к использованию только для юношей и юниоров, у женщин по желанию. Травмы голени (ушибы) чаще встречаются в НП и УТ группах и с ростом мастерства они практически прекращаются.

Защита головы.

Для защиты губ, языка и зубов используется капа. Для защиты головы применяется шлем «супер-сейф» с пластиковым забралом. Использование такого шлема позволило в правилах соревнований, без увеличения травматизма, разрешить удары в голову локтями, коленями и даже головой, что выдвигает особые требования к технико-тактической подготовке кудоистов. Также из-за забрала уменьшается приток кислорода, что вызывает гипоксию - что предъявляет особые требования и к физической подготовке.

Защита паховой области.

Для защиты паха применяется протектор на пах (ракушка). У женщин дополнительно разрешены к использованию защита груди и паховый бандаж.

4.2 Разрешённые действия в кудо.

Ударная техника в стойке.

Правилами соревнований разрешена вся ударная техника руками, ногами и головой во все части тела в контакт, кроме запрещенных ударов. Удары разрешено наносить также и в захвате (цуками), кроме захватов за шлем. Добивание без контакта (кимэ), выполняется двумя ударами рукой в голову или ударом ногой рядом с головой.

Запрещены удары в шею, затылок, открытый верх головы, пах, спину, в коленный сустав против анатомического сгиба. Любая атака после нокдауна, удары из стойки по спортсмену находящемуся в партере. Запрещены болевые и удушающие приёмы в стойке.

Борцовская техника в стойке.

Разрешены все виды бросковой техники, за исключением запрещённой. Запрещёно проводить любой бросковый приём с умышленным падением на голову или на соперника.

Техника борьбы в партере.

12 официально разрешённых удушающих и болевых приёмов:

• Болевой приём - рычаг локтя с захватом руки между ног;

• Болевой приём - рычаг локтя при помощи ноги сверху;

• Болевой приём в стойке (если действие началось в партере) - рычаг руки внутрь;

• Болевой приём - рычаг локтя с упором плеча в предплечье;

• Болевой приём - узел дальней руки при удержании поперёк;

• Болевой приём на ахиллесово сухожилие;

• Болевой приём - перегибание коленного сустава;

• Удушающий приём сзади плечом и предплечьем;

• Удушающий приём захватом за одноимённые отвороты (ладони развёрнуты в разные стороны), -удушающий приём сзади захватом разноимённых отворотов;

• Удушающий приём сзади предплечьем и разноимённым отворотом;

• Удушающий приём снизу скрестным захватом руки и головы ногами.

Ударная техника в партере. В положении сверху:

Обозначение акцентированных ударов в область головы из позиции «Маунт-панч» или с фиксацией противника на татами коленом на грудь, без контакта. Удары руками и ногами, в том числе локтями и коленями сбоку по корпусу, за исключением запрещённых. Из положения снизу:

Все удары ногами и руками, включая локтями, коленями и головой в контакт во все части тела спортсмена, за исключением запрещённых.

4.3 Участники соревнований и время поединков.

Возрастные группы:

• Юноши (девушки) - до 15 лет (включительно);

• Юниоры (юниорки) — 16-17 лет;

• Мужчины (женщины) - 18 лет и старше. Коэффициенты:

Сумма роста и веса спортсмена - индекс силы.

В юношеских соревнованиях 10 категорий: до 160 ед., 170, 180, 190, 200, 210, 220, 230, 240, свыше 240.

В юниорских соревнованиях 6 категорий: до 220 ед., 230, 240, 250, 260, свыше 260.

Во взрослых соревнованиях 6 категорий: до 230 ед., 240, 250, 260, 270, свыше 270.

Например: если вес спортсмена 75 кг, а рост 180 см, то его индекс силы составляет 255 единиц, т.е. категория до 260 единиц.

Примечание: взрослые спортсмены более лёгких категорий могут заявляться на участие в более тяжёлых категориях. А также среди взрослых спортсменов могут проводиться абсолютные поединки. Время поединков:

• Основной поединок длится 3 минуты.

• Отдых в случае команды «Хикиваке» (решение о назначении дополнительного времени) - 30 секунд.

• Дополнительное время - 3 минуты. Оно может назначаться только 2 раза, после чего судьи обязаны вынести решение в пользу одного из спортсменов.

• Партер - 30 секунд, после команды рефери, 2 раза в 3-ёх минутном поединке.

• Цуками (работа в захвате в стойке) - 10 секунд, после команды рефери. Количество раз неограниченно.

• Дзёгай (выход за площадку) после команды «Матэ», если в течении 5 секунд поединок не возобновляется, принимается решение «Дзикан стоп» - рефери останавливает время.

• Если после приглашения спортсмен не явился на татами или является на татами не готовым к поединку (т.е. его экипировка не соответствует правилам кудо), то ему объявляется «Хансоку-1» и рефери даёт команду «Кейджи», после чего начинается отсчёт времени и после 30 секунд, если спортсмен по прежнему не готов к участию объявляется - «Хансоку- 2», после 40 секунд - «Хансоку-3», а 50 секунд - «Хансоку-4»- дисквалификация.

• Если после команды рефери заправить форму, завязать пояс спортсмен не укладывается в 10 секунд, ему даётся предупреждение о нарушении - «Хансоку-1».

4.4 Оценки и решения судей.

Соревнования по кудо проходят по правилам полного контакта.

Существуют следующие оценки: «Кока», «Коа-ни», «Юко», «Вазаари», «Иппон».

«Кока»:

• Атака в уровень головы не приводит к нокдауну, однако голова сильно встряхивается, подгибаются ноги, нарушается стойка, спортсмен отступает назад.

• Атака в корпус (средний уровень) заставляет спортсмена согнуться в животе.

• Атака по ногам (нижний уровень) - спортсмен показывает боль, начинает волочить ногу.

• В случае амплитудного броска (с отрывом двух ног), когда спортсмен, проводящий приём, остаётся в стойке. К таким броскам не относятся «Скручивание» и «Подсечка».

• «Кимэ» (добивание) после броска, подсечки. Обозначение «Кимэ» (рукой, локтём, ногой) в верхнюю часть туловища, последовательно более двух раз.

• «Кимэ» (добивание) из «Маунт-позиции» (сидя сверху), наносить последовательно 4-5 акцентированных ударов в открытую незащищённую часть головы.

• В случае, когда противник получает «Хансоку-2».

«Кока» не выносится:

• «Кимэ» чрезмерно далеки.

• «Кимэ» в нижнюю часть туловища.

• При выполнении «Кимэ» удары недостаточно сильны и резки, а также в случае когда спортсмен снизу защищается или наносит ответные удары.

«Юко»:

• Эффективная атака, в результате которой из-за полученного ущерба спортсмен упал или коснулся татами любой частью тела, кроме ступней ног, до двух секунд.

• Получив удар, спортсмен не способен продолжать поединок (зашатался, подсел, опустил руки), нокдаун до двух секунд.

• Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение от 2 до 4 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

• В случае, когда противник получает «Хансоку-3».

«Вазаари»:

• После атаки спортсмен не в состоянии вести поединок, находясь в состоянии нокдауна от 2 до 4 секунд, т.е. после объявления оценки «Юко» проходит 2 секунды.

• Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение от 4 до 6 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

• В случае, когда противник получает оценку «Хансоку-4».

«Иппон»:

• После получения удара, повлекшего состояние нокдауна, спортсмен не в состоянии продолжать поединок более 4 секунд.

• Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение 6 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

• Болевой или удушающий приём, кроме запрещённых, приведший к сдаче (путём многократного похлопывания открытой ладонью руки или ступнёй ноги по оппоненту или по площадке, а также голосом).

• Отказ секунданта или спортсмена от продолжения поединка.

Приоритеты техник при вынесении решений судьями.

В случае если нет очевидной разницы в оценках у обоих спортсменов, решение принимается в следующем порядке:

1. Превосходство в ударной технике.

2. Превосходство в бросках.

3. Превосходство борьбы в партере.

4. Превосходство в активных действиях. (Предпочтение отдаётся спортсмену, который активен в течение всего времени поединка или во второй его половине, а именно: наносил удары на продвижении вперёд, использовал разнообразный технический арсенал приёмов и т.д.)[22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.

2. В. А. Стрельников. Техническая подготовка боксёра.- г. Улан-Удэ. 1992.- 47 с.

3. В. Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература. 2004.- 808 с.

4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с.

5. Теория спорта. Под ред. Проф. В. Н. Платонова.- К.: Вища ппс. Головное изд-во, 1987.- 424 с.

6. Czech G., Lergens D., Peukert E.,Freier Ringkamph. Lehrbuch fer Fortgeschrittene //Sportverlag Berlin, 1974. 131 S.

7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.

8. Ленц А. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967. 152 с.

9. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста. М.: Физкультура и спорт., 1976. 224 с.

10. Спортивная борьба: Учеб. пособ. для тренеров /Под общ. ред. А.Н. Ленца. М.: Физкультура и спорт, 1964. 496 с.

11. Петрунёв А.А., Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И. Технико- тактическая подготовка //Подготовка квалифицированных борцов классического стиля. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 34-35.

12. Нелюбин В. Перспективы управления подготовкой борцов //Материалы IV науч.-метод. конф. по пробл. тренировки в спортивной борьбе. Гомель, 1997. С. 4-7.

13. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика физической подготовленности борцов различной тактических манер ведения схватки //Спортивная борьба. М., 1983. С. 21-24.

14. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка //Спортивная борьба. М., 1984. С. 8-11.

15. Олзоев К.С. Функциональное состояние, стиль борца и система предсоревновательной полготовки //Методы исследования и оценки системы кровообращения у борцов /Под общ. ред. В.А. Геселевича, М., 1980. С. 81-83.

16. Рожков П. А. Специфика технико.-тактического мастерства высококвалифицированных борцов в связи с их индивидуальными особенностями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. 25 с.

17. Станков А.Г., Клишин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. М.: Физкультура и спорт, 1984. 240 с.

18. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для ин-тов физ. культуры /Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни М., 1979. 143 с.

19. Ивлев В.Г., Петрунёв А.А., Акапян А.О. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей// Спортивная борьба. М., 1983. С. 78-81

20. Колмановский А.А. Проблемы обучения и совершенствования в классической борьбе// Спортивная борьба. М., 1971. С. 39-45.

21. Ратов И.П. Проблемы возможностей функционального совершенствования в движениях //Спорт в совр. о-ве: Всемир. науч. конгр. Тбилиси, 1980 г. М., 1982. С. 293-294.

22. Анашкин Р.Н., Зорин В.И. Правила соревнований (Положение о судьях и правила соревнований кудо). М., 2008г.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.