Средства и методы развития скоростных способностей у начинающих боксеров

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

1. Понятие о скоростных способностях

1.1 Основные понятия

1.2 Формы проявления скоростных способностей

1.3 Возрастно-половые особенности развития скоростных способностей

2 Содержание и методы обеспечения процесса развития скоростных способностей

2.1 Методы воспитания скоростных способностей

2.2 Средства воспитания скоростных способностей

2.3 Способы измерения уровня развития скоростных способностей

Список использованных источников

Введение.

Бокс - сложный и мужественный вид спорта. С каждым годом он приобретает все большее признание не только как средство разностороннего развития, но и как средство морально-физического развития, волевого и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Поэтому современная система подготовки высококвалифицированных боксеров должна способствовать, с одной стороны, решению прикладных задач в целом, т.е. обеспечить разностороннее и гармоничное физическое развитие, высокую работоспособность и отличное здоровье. С другой стороны эта система должна обеспечивать комплексное решение специальных задач бокса, развитие разносторонних навыков в мгновенной оценке пространственных временных характеристик, выработку четкой ответной реакции, точности координированных движений, в условиях их вариативного применения.

В современных условиях, на каждом этапе развития бокса, ставятся свои определенные и конкретные задачи. Среди них, одна из основных, развитие скоростных способностей - основного, по нашему мнению, качества боксера.

Для боксера очень важно усовершенствовать правильную скоростную форму тренировки и доводить до совершенства быстроту, точность двигательных навыков и реакции во всех их разнообразных формах. Сложность решения данной задачи заключается в том, что надо не просто развивать быстроту в различных ее формах, а развивать так, чтобы это важнейшее качество боксера могло сохраняться на высоком уровне определенного времени, в условиях тех больших нервных и физических напряжений, которые испытывает боксер в ходе соревнований.

1. Понятие о скоростных способностях.

1.1 Основные понятия.

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью до последнего времени использовался термин «быстрота».

Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательные реакции [1].

Также под быстротой понимают способность осуществлять движения и действия с определенной скоростью благодаря высокой подвижности нервно- мышечных процессов.

Более кратко данное понятие можно сформулировать так: быстрота - это способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени.

Быстроту в спорте подразделяют на общую и специальную.

Под общей быстротой понимают способность человека выполнять движения с большой скоростью [19].

Специальная быстрота боксера - способность выполнения защит, одиночных и серийных ударов и различных передвижений с максимальным ускорением[2].

Качество быстроты включает: собственно скорость движений, их частоту и быстроту двигательной реакции. Быстрота боксера, в частности, характеризуется его способностью к эффективному осуществлению простой и сложной реакции.

Простая реакция в боксе - это ответ заранее известным движением на заранее известные, но внезапно появляющиеся действия противника.

Но, во время поединка, простая реакция в чистом виде почти не встречается, а проявляются в бою сложные реакции двух типов: реакция на движущийся объект, т.е. на противника, и реакция выбора.

Реакция на движущийся объект подразумевает, что боксеру в доли секунды надо действовать ударами по передвигающемуся противнику, а следовательно, находить нужную дистанцию, выбирать определенные технические средства и вместе с тем самому беспрерывно двигаться.

Реакция выбора заключается в выборе действий в ситуациях, создаваемых противником.

Все действия боксера являются комплексом чередующихся одна за другой рефлекторных реакций.

Ю.Ф. Курамшин (2007) считает, что в связи с множественностью форм проявления быстроты движений и высокой их специфичностью, термин быстроты необходимо заменить на понятие «скоростные способности».

Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени [18].

1.2 Формы проявления скоростных способностей.

Специалисты различают две основные формы проявления скоростных способностей: элементарные и комплексные формы.

По мнению профессора Ю.Ф. Курамшина (2007), к элементарным формам проявления скоростных способностей относят четыре вида скоростных способностей:

1. Способность к быстрому реагированию на сигнал (быстрота реакции).

2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения).

3. Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе (частота движений).

Е.Н. Захаров с соавторами различают следующие элементарные формы проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.

4. Частоту ненагруженных движений.

В то же время, И.В. Еркомайшвили (2004) выделяет три основные элементарные формы проявления:

1. Скорость двигательной реакции.

2. Скорость одиночного движения.

3. Частота движений (количество движений в единицу времени).

Все вышеперечисленные мнения, на наш взгляд, схожи по смыслу, а, следовательно, при изучении данного вопроса можно придерживаться каждого из приведенных источников.

Во всех элементарных формах проявления скоростные способности в основном определяются двумя факторами: оперативностью деятельности нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мобилизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется в очень незначительной степени. Так, время простой реакции у лиц занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов - 0,1-0,2 с. Таким образом, в процессе тренировки время реакции обычно не может быть увеличено более чем на 0,1 с. Второй фактор поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты [15].

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерны для конкретного вида спортивной деятельности.

Скорость целостного двигательного действия, по нашему мнению, лишь косвенно характеризует быстроту человека, т.к. она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности владением техникой действия, координационными способностями, мотивацией и т.д. К комплексным формам относятся:

1. Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности).

2. Способность быстро переключаться с одних действий на другие.

3. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности).

4. И др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе разгона или стартовой скорости. Проявление данной формы характерно для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея и др.

На наш взгляд способность быстро переключаться с одних действий на другие, также можно назвать быстротой торможения, т.е. способностью, в связи с изменением ситуации, мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении. Данная форма характерна для единоборств, в том числе и для бокса.

Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости также называют скоростной выносливостью. Проявляется данная форма в беге, плавании и других циклических локомоциях.

В.Н. Платонов (2005) выделяет три специфических режима скоростной работы в условиях комплексного проявления скоростных качеств: ациклический, характеризующийся однократным проявлением концентрированного взрывного усилия; стартовый разгон, выражающийся в быстром наращивании скорости с места с задачей достичь ее максимальных показателей за кратчайшее время; дистанционный, связанный с поддержанием заданной скорости передвижения по дистанции.

Режим ациклической работы определяется главным образом величиной мышечных усилий, рационально организованных во времени и пространстве: чем больше участок разгона и чем больше сила, прикладываемая к телу (снаряду), тем выше его скорость. Увеличение скоростных способностей спортсмена при выполнении ациклической работы может быть, в первую очередь, обеспечено повышением способности центральной нервной системы к мощной эффективной импульсации вовлеченных в работу двигательных единиц, совершенствованием внутримышечной и межмышечной координации, расширением возможностей алактатного механизма высвобождения энергии, формированием целесообразной биодинамической структуры двигательного действия [15].

Стартовый разгон как специфическая форма скоростной циклической работы может оказаться решающим для достижения высоких показателей в спринтерском беге, гребном и велосипедном спорте (спринт, гит на 1000м с места), бобслее, скоростном спуске и др. [15].

Режим дистанционной работы может обеспечиваться возможностями различных функциональных систем, что обусловливается отнесением работы к той или иной зоне по критерию мощности. Первая зона - упражнения максимальной анаэробной мощности (15—20 с). Скорость здесь определяется процессами, происходящими, в первую очередь, в ЦНС и исполнительном нервно-мышечном аппарате. Решающее значение приобретает способность моторных центров активизировать максимальное количество двигательных единиц, состоящих, прежде всего, из БСа- и БСб-волокон, мощность алактатной анаэробной системы энергообеспечения, эффективность внутримышечной и межмышечной координации, совершенство техники двигательных действий. Вторая зона — упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (20—45 с). Работоспособность в этих упражнениях во многом определяется теми же факторами, что и при выполнении упражнений, относящихся к предыдущей зоне [15].

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [20]:

1. Состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата.

2. Морфологических особенностей мышечной ткани (соотношение быстрых и медленных волокон).

3. Силы мышц.

4. Способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное.

5. Энергетических запасов в мышце.

6. Амплитуды движений.

7. Способности к координации движений при скоростной работе.

8. Биологического ритма жизнедеятельности организма.

9. Возраста и пола.

10. Скоростных природных способностей человека.

С точки зрения физиологии, одной из основных предпосылок комплексных проявлений скоростных способностей является подвижность нервных процессов (выражающаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в различных отделах нервной системы) и уровень нервно-мышечной координации [15].

На уровень скоростных способностей, как уже было отмечено выше, влияют и особенности мышечной ткани - соотношение различных мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, уровень внутримышечной и межмышечной координации.

1.3 Возрастно-половые особенности развития скоростных способностей.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20 % и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет [20].

По мнению И.В. Еркомайшвили (2004), а также Ж.К. Холодова (2000) и соавторов половые различия на уровне развития скоростных способностей невелики до 12 - 13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

2. Содержание и методы обеспечения процесса развития скоростных способностей.

2.1 Методы воспитания скоростных способностей.

Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности [18J.

И.Д. Еркомайшвили (2004) определяет метод как упорядоченную совокупность средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.

Ряд авторов разделяет методы обучения и методы тренировки.

Методы обучения - это система действий учителя, в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

Методы тренировки — это совокупность способов работы тренера и спортсмена, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности.

Говоря о методах, необходимо указать и такие понятия, как методика и методический прием.

Методика - это совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями [18].

В более широком смысле методика обучения определяется как определенная система методов, методических приемов и форм организации занятий, созданная для изучения конкретного двигательного действия.

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Иными словами методический прием - это способ реализации метода, в соответствии с конкретной задачей обучения.

Основными методами воспитания скоростных способностей в боксе, на наш взгляд, являются:

1. Метод строго регламентированного упражнения.

2. Соревновательный метод.

3. Игровой метод.

Метод строго регламентированного упражнения включает в себя:

а) Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения.

б) Методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорения по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 секунд) и движения с меньшей интенсивностью - в начале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Соревновательный метод может применяться в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода очень высока, поскольку спортсменам разной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Широко используется в процессе спортивной тренировки игровой метод. Он предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью, в условиях проведения подвижных и спортивных игр.

Данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующий образованию скоростного барьера. Игровой метод применяется:

а)  При начальном обучении движения,

б) Для комплексного совершенствования двигательного действия.

в) Для совершенствования двигательных качеств и способностей.

г) В качестве активного отдыха.

2.2 Средства воспитания скоростных способностей.

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей [18].

Средствами в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства [8].

По данным авторов Ю.Ф. Курамшина (2007) и И.В. Еркомайшвили (2004) к средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения) [9].|

По мнению Ж.К. Холодова (2000) средства развития скоростных способностей можно разделить на три основные группы:

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Как уже было отмечено в предыдущих главах, быстрота действий боксера зависит, во первых, от времени, необходимого для восприятия и осмысливания действующего раздражителя (действий боксера-противника). Во-вторых, от времени подачи команды до начала ее выполнения, т.е. до начала мышечного движения. В-третьих, от времени самого мышечного сокращения.

Путем систематического применения специальных упражнений время, необходимое для восприятия и осмысления раздражений, можно уменьшить, тем самым, уменьшив общее время реагирования боксеров на действия их противников.

Хорошими средствами уменьшения времени реагирования, на наш взгляд, могут быть упражнения «на реакцию» в парах, при выполнении технических действий «на лапах».

Развивая быстроту ударов, не следует забывать, что само совершенствование техники может содействовать развитию быстроты отдельных движений и удара в целом. Так правильная постановка ударных движений способствует развитию их быстроты.

К примеру, скорость движения кулака при боковом ударе может быть различна в зависимости от того, на каком расстоянии находится кулак от оси вращения, чем больше расстояние, тем больше скорость удара. Поэтому технике бокового удара надо обучать так, чтобы в последней фазе удара опора переходила на противоположную бьющей руке ногу. Индивидуально совершенствуя быстроту ударных движений боксеров, надо также учитывать соотношение ширины плечевого пояса и таза спортсменов.

Исследование техники и биомеханики прямого удара правой рукой показывают, что при ударе кулак движется прямо от подбородка к цели, то максимальной скорости движения кулак достигает лишь на дальней дистанции. А если, при ударе, кулак движется к цели непосредственно от правого плеча, то в этом случае максимальная скорость движения достигается на ближней и средней дистанции, а далее скорость будет постепенно падать. Следовательно, чем больше дистанция удара, тем правая рука должна быть ближе к подбородку.

Отсюда можно сделать вывод, что главными средствами развития быстроты удара являются: а) упражнения для поддержки подвижности суставов и эластичности мышц; б) специфическое укрепление групп мышц; в) упражнения для поддержки подвижности суставов и эластичности мышц; г) повторение упражнений; д) движение при максимальной скорости движений ногами и тазом.

2.3 Способы измерения уровня развития скоростных способностей.

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:

1. Для оценки быстроты простой и сложной реакции.

2. Для оценки скорости одиночного движения.

3. Для оценки максимальной быстроты движений в различных суставах.

4. Для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Для оценки быстроты простой (ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал) реакции используют тест с линейкой: рука испытуемого вытянута вперед ребром ладонью вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони исследователь удерживает линейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 секунд после предварительной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого - быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони. При измерении применяется линейка 40 см.

В лабораторных условиях время реакции на свет и звук определяют с помощью хронорефлексометров с точностью до 0,01 или 0,001с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

В соревнованиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) характерна преимущественно играм и единоборствам. В соревновательных ситуациях измеряется весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передача мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры [8].

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг- тестов [8]. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 сек.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100м. на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта) [8]. Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.

Список использованных источников.

1. Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 165 с.

2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей: Сокр. пер. с чешек. / Предисл. изд-ва. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.

3. Бокс: Энциклопедия/ Составитель Тараторин Н.Н. Всемир. боксер, совет. - М.: Терра-Спорт, 1998. - 319с.

4. Вайбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

5. Власов А.А. Физическая культура и спорт [Текст]: краткий терминологический словарь / авт.-сост. А.А. Власов. - М.: Советский спорт, 2005. - 64 с.

6. Джероян Г.О. Предсоревновательная подготовка боксера / Г.О. Джероян, Н.А. Худадов. -М.: Физкультура и спорт, 1971. - 149 с.

7. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 206 с.

8. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры [Электронный ресурс]: курс лекций. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.

9. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников [Электронный ресурс]: курс лекций. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.

Ю.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

П.Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика [Текст]: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

12. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности [Текст]: монография / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинцева. - М.: Советский спорт,

2006.-184 с.

1З. Киселев В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В.А. Киселев. — М.: Физкультура и спорт, 2006. - 127 с.

14. Колесник И.С. Новые подходы к развитию ловкости у боксеров / И.С. Колесник, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2005.-№3.-С. 59-61.

15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

16. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст]: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. - М.: Советский спорт, 2006. - 280 с.

17. Семенов Л.A. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях [Текст]: монография. - М.: Советский спорт,

2007. -            168 с.

18. Теория          и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.

19. Трутнев      П.В., Козлов Г.А. Основы теории тренировски в дзюдо: Учеб. пособие. - Красноярск: ИЦ «Платина», 2004. - 240 с.

20. Холодов     Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

21. Ширяев       А.Г. Бокс учителю и ученику. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Ширяев. - СПб.: Изд-во «Шатон», 2002. - 190 с.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.