Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции

Оглавление.

Введение

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства

1.2 Эволюция методики подготовки юных бегунов на средние дистанции         

1.3 Этапы многолетней спортивной тренировки юных атлетов

1.3.1 Этапы начальной подготовки

1.3.2 Этап начальной специализации

Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

2.1 Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983)

2.2 Подготовка юных бегунов на средние дистанции по Ивочкину В. В. (1986) 

2.3 Дозировка и контроль соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции 

2.4 Сравнительный анализ подготовки юных бегунов на средние дистанции

Список литературы

Введение.

Уровень результатов российских л/атлетов за последние несколько лет заметно снизился. И если в спринте, спортивной ходьбе и технических видах программы соревнований наши спортсмены завоевывают призовые места на международной арене, то в мужском беге на средние и длинные дистанции отставание более чем заметно. По мнению тренеров сборной команды страны по видам выносливости (Евстратов В. М.; Епишин С. Д.; Кулаков Ю. С. 1986) проблема тут не только в том, что лидеры сборной не могут проявить себя, но и в низких результатах в беге на средние и длинные дистанции в стране в целом. Одной из основных причин такого положения вещей является не качественная подготовка юных спортсменов. Речь не только о том, что результаты лидеров юношеских и юниорских сборных также отстают от мировых, но и большинство членов этих команд, одаренные атлеты, подающие большие надежды, не добиваются в дальнейшем по-настоящему высоких результатов или заканчивают занятия спортом, едва достигнув 20 - 22 лет. Это объясняется, в первую очередь, большой загруженностью юных атлетов соревнованиями (Попов В. 2000). Многие юные спортсмены «закрывают» одновременно юношеские, юниорские и взрослые календари. Другая причина - частые ошибки в работе тренеров, нарушающих принципы постепенности, применяющих форсированные методы тренировки, либо «взрослые» нагрузки в работе с юношами и особенно - с юниорами. В то же время анализ спортивной практики и литературных данных, касающихся подготовки юных бегунов на средние дистанции, показывает слабую изученность вопроса. Исследований по этому вопросу явно недостаточно (Травин Ю. Г. 1986; Кулаков В. Н. 1986). По мнению ряда специалистов (Травин Ю. Г. 1980; Куличенков В. Г. 1986; Горшков В. А. 1983, Якимов А. В. 1983) данное положение на современном этапе развития бега на средние дистанции не в состоянии обеспечить должного уровня подготовки бегунов в достижении результатов мирового класса.

В юношеском спорте направленность на достижение высоких результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат, как справедливо утверждают многие специалисты (Димин, 1973; Валик, 1974; Наватников, 1980) не может являться главным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки в юношеском спорте не должны быть максимальными. И как указывает Суслов Д. П. (1979), каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должна быть своя «цена в нагрузках». Поэтому определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого спортивного результата представляется очень важным.

1.1 Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средниедистанции.

В последние десятилетия в печати получил широкую поддержку тезис всеобщего омоложения спорта высших достижений. Минуя строгую научную проверку, это закрепляется директивными документами. Так, в Положении о ДЮСШ (1987г.) возраст занимающихся в учебно- тренировочных группах легкой атлетики (этап начальной спортивной специализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения - 12 лет, 2-й - 13, 3-й - 14,4-й - 15 лет.

Группа исследователей (Линец М,; Оренчак И., 1990) изучила 26 персоналий высококвалифицированных бегунов на 800 м и 20 - на 1500м, имеющих личные рекорды в диапазоне 1.45,2 - 1.41,73 и 3.34,57 - 3.29,46 соответственно. При анализе исходили из того, что бегуны приступали к специализированным тренировкам за год до начала систематических выступлений в соревнованиях на избранной дистанции.

Оптимальный возраст начала специализации в беге на 800 м находится в диапазоне 12-16 лет, в беге на 1500 м — 13 - 16 лет, возраст первых крупных международных успехов - в диапазоне 19-21 года (1500 м - 20 - 22 года), возраст высших достижений - в диапазоне 22 - 25 лет (1500м - 27 - 33 года). (Линец М., 1990г.).

Исходя из вышеизложенного, в учебно-тренировочные группы ДЮСШ целесообразно зачислять юных бегунов на средние дистанции в возрасте от 12 - 13 до 15 - 16 лет, не придерживаясь строго возрастной регламентации Положения, иначе можно потерять большой отряд потенциально перспективных бегунов. Практика показывает, что около 70% ведущих бегунов мира на 800 м приступили к специализированным тренировкам в 14 лет и позже, а среди выдающихся бегунов на 1500 м вообще нет таких, кто начал бы специализацию в 12 лет. Первые крупные успехи в соревнованиях следует планировать на возраст 19 - 22 года, а наивысшие достижения - на возраст от 22 - 23 до 25 - 27 лет. В последующем особо одаренные бегуны могут еще в течение 4-6 лет показывать спортивные результаты, близкие к личным рекордам и позволяющие успешно выступать на международной арене. (Линец М.; Оренчак И., 1990г.).

1.2 Эволюция методики подготовки юных бегунов на средние дистанции.

В отечественной методической литературе отдельные советы и рекомендации, посвященные тренировке в беге на средние дистанции, можно встретить уже в работах 1916 - 1930г.г., однако эти указания имеют общий характер и относятся в основном к возрасту 18 -19 лет.

Относительно невысокий уровень достижений в беге на средние дистанции наблюдается у членов сборной команды страны, областей, городов, что говорит о недостаточной подготовке резервов в этом виде легкой атлетики.

Наблюдающийся в последние годы рост достижений на этапе углубленной тренировки в беге на средние дистанции связан, главным образом, с увеличением объема и интенсивности тренировочной нагрузки (Бондарчук А. 1991).

Уже в настоящее время объем тренировочных нагрузок сильнейших бегунов за рубежом достиг 3500 - 5000 км и более в год. Этого можно достигнуть только при полном соответствии объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям подростков и юношей. Выполнение таких нагрузок требует ежедневных занятий, включающих пробегание 15-20 км.

В связи с этим изучение и рациональное использование в тренировочной работе юных спортсменов повышенных объемов беговой нагрузки и правильное определение ее интенсивности становится необходимым на этапе углубленной тренировки.

Наличия со второй половины 30-х годов и до 50-х годов общее направление в подготовке юных бегунов шло от малоинтенсивной тренировки в виде ходьбы, медленного и кроссового бега к пробеганию отрезков дистанций от 300 до 1000 м со скоростью, близкой к соревновательной. Большое значение придавалось скоростной подготовке. Конкретных указаний об объемах тренировочных нагрузок в методической литературе этого периода не содержится.

В середине 50-х годов взрослые бегуны на средние дистанции в подготовке начинают придавать большое значение повышению абсолютной скорости и развитию специальной выносливости (Денисов Г., Коробков Г. 1953; Зайцев Н. А. 1955; Вакуров С. А. 1960, и др.). Это направление в методике тренировки нашло свое отражение и у юных бегунов. Ряд авторов (Озолин Н. Г., Елфимов И. Т, Ратов П. В. 1955; Ильинич В. И. 1960, 1961, и др.) считали, что тренировку юных бегунов на средние дистанции целесообразно строить на основе скоростной подготовки.

Рекомендации авторов в 60-ые годы о подготовке бегунов на этапе углубленной тренировки по объему и интенсивности нагрузки разноречивы и связаны, видимо, с различным направлением в работе и возрастом начала спортивной специализации.

Объем беговой нагрузки колеблется от 300 до 1800 км в год для юношей 15-16 лет и от 300 до 3000 км и более - для юношей 17-18 лет. Объем бега на отрезках с целью повышения скорости бега и специальной выносливости составляет от 12 до 35 % суммарного объема тренировочной нагрузки.

В 1970 годах ход развития методики тренировки показывает, что дальнейшее совершенствование системы подготовки легкоатлетов должно предусматривать разработку подробных 4-х летних планов подготовки в отдельных видах легкой атлетики, конкретных индивидуальных планов тренировки, увеличение количества стартов и повышение тренировочных нагрузок, обеспечение новых средств эффективного восстановления.

Важнейшей задачей тренеров на современном этапе развития легкой атлетики является проведение тренировок на самом высоком научно- методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но со спортсменами массовых разрядов.

Это главная основа эффективной подготовки легкоатлетов.

1.3 Этапы многолетней спортивной тренировки юных бегунов.

1.3.1 Этап начальной подготовки (12 - 13 лет).

Задачи: всестороннее физическое развитие, закаливание организма и укрепление здоровья занимающихся; развитие моральных, волевых и физических качеств, необходимых юному легкоатлету; изучение техники бега, прыжков и простейших метаний; ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями по легкой атлетике; приобретение опыта участия в соревнованиях. (Коробов А., 1987; Озолин Н. Г.,1979).

Средства: обычная ходьба в равномерном темпе - 100, 150, 300м, высокий старт.

Бег на короткие дистанции, низкий старт. Бег с ускорениями 30 — 40м. Повторное пробегание отрезков 20 - 30м с различной скоростью. Бег с низкого старта 30 - 60м.

Барьерный бег. Упражнения барьериста. Преодоление барьеров высотой 40 - 50см. Бег между барьерами. Высота барьеров - 76,2см.

Упражнения для укрепления силы ног. Прыжки в высоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание мяча (гранаты) из-за спины через плечо.

Участие в соревнованиях на первенство отделения по видам легкой атлетики, в троеборье и в эстафетах. (Коробов А., 1978; Озолин Н. Г., 1979).

1.3.2 Этап начальной специализации.

Возраст (юноши 14-15 лет, девочки 13-14 лет)

Задачи: повышение уровня всестороннего физического развития, закаливания организма и укрепления здоровья занимающихся, развитие нормальных, волевых и физических качеств; изучение техники видов легкой атлетики; расширение знаний по вопросам теории; накопление опыта участия в соревнованиях и приобретение инструкторских и судейских навыков.

Средства: обычная ходьба, ходьба с отягощениями. Ходьба на 200 - 400м. Ходьба обычная в среднем и быстром темпе повторно на дистанцию 60 - 100м. Быстрая ходьба (180 и 200 шагов в минуту) на отрезках 100 - 200м повторно.

Специальные упражнения бегуна: ходьба выпадами вперед, бег, высоко поднимая бедра, бег, забрасывая голени назад; прыжкообразный бег.

Бег на короткие дистанции. Бег с высокого и низкого старта по сигналу на 20 - 100м с различными интервалами и скоростью. Повторный бег с ходу на отрезках 8 x 30, 40м; 2 - 3 х 60, 80м. Бег с низкого старта на повороте. Бег на дистанции 60 - 120м на прямой и повороте.

Эстафетный бег. Передача и прием эстафеты в зоне передачи. Эстафетный бег 8 х 50м и 4 х 100м.

Барьерный бег. Бег с высокого старта через 2-3 барьера уменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 — 3 барьера уменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 - 3 барьера в 3 шага; расстояние между барьерами - до 7,5м. Высота барьеров для мальчиков 91,4 - 100см.

Кроссы. Бег с ходьбой 1 - 3км. Прыжки в высоту способом «перекат». Совершенствование техники прыжка в длину «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Совершенствование техники прыжков.

Специализированные упражнения: имитация метаний без снарядов в медленном темпе на правильность выполнения; в быстром темпе - для развития скорости применительно к данному виду. Упражнения с набивными мячами (1 - Зкг). Упражнения с весом (мешок с песком 1 - Зкг). Метание резинового литого мяча (200г). Метание диска (1 - 1,5кг), копья (500 - 600г.). Толкание ядра (4-6 кг).

Троеборье. Бег 60м, прыжки в высоту, толкание ядра. Участие в соревнованиях на первенство отделения в отдельных видах.

Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

2.1 Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983).

Якимов А. М. изучил и обобщил практический опыт тренировки юных бегунов на средние дистанции путем анализа дневников и планов юных спортсменов и тренеров, анкетного опроса, бесед и педагогических наблюдений.

Основное внимание было сосредоточено на следующих вопросах:

1. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки по годам, периодам, месячным циклам и в отдельных тренировочных занятиях.

2. Средства и методы, применяемые в тренировке юных бегунов, на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

3. Взаимосвязь между объемом и интенсивностью нагрузки и ростом спортивных результатов.

Анализ беговых средств тренировки, основных в подготовке юных бегунов на средние дистанции, проводился по следующим показателям тренировочного процесса:

1. Медленный, продолжительный бег, применяемый юными спортсменами в разминке и заключительной части тренировочного занятия; бег между интенсивными пробежками; бег в утренней специализированной зарядке; кроссовый бег с равномерной и переменной скоростью.

2. Бег на отрезках с различной скоростью от 5 до 8 м/сек. В эту группу мы включены следующие виды беговой работы:

а) бег с максимальной или околопредельной скоростью;

б) бег с повышенной (на 4 - 10%) скоростью относительно соревновательной скорости на 800м;

в) бег с соревновательной скоростью на 800 м(+ 3 - 5% от лучшего результата);

г) бег с соревновательной скоростью на 1500 м (+ 3 - 5% от лучшего результата);

д) бег с пониженной скоростью (на 4 - 5%) относительно соревновательной.

Все беговые средства Якимов А. М. разделил на следующие понятия:

1. Общий объем беговой нагрузки - вся беговая нагрузка, выполняемая спортсменами в тренировках и соревнованиях.

2. Кроссовый и медленный бег.

3. Соревновательный и контрольный бег.

1. Общий объем беговой нагрузки.

Общий объем бега является одним из важнейших показателей, характеризующих тренировочную нагрузку.

Под общим объемом беговой нагрузки понимается суммарный километраж бега с различной скоростью, как в тренировочных занятиях и соревнованиях, так и в утренней специализированной зарядке. С возрастом и повышением подготовленности юные бегуны неравномерно увеличивают общий километраж бега: у спортсменов 15 - 16 и 17 - 18 лет прирост объема идет медленно; у сильнейших юных бегунов объем повышается более значительно. Заметна тенденция увеличения объема бега в подготовительном периоде тренировки с возрастом и повышением подготовленности спортсмена.

В подготовительном периоде объем беговой нагрузки у юношей 15 — 16 лет повышается постепенно, достигая максимальной величины в середине подготовительного периода.

У бегунов 17-18 лет и сильнейших бегунов идет более быстрое наращивание объема уже в первые месяцы подготовительного периода. В январе - феврале обычно происходит снижение общего объема, что связано с выступлениями в соревнованиях, затем объем нагрузок вновь увеличивается. В соревновательном периоде у этих бегунов наблюдается постепенное снижение общего объема нагрузки.

2. Объем кроссового и медленного бега

Анализ тренировочных нагрузок показывает, что объем кроссового и медленного бега составляет основной объем беговой работы - 80 - 90% от всей нагрузки. Увеличение беговой нагрузки с возрастом и ростом подготовленности происходит, прежде всего, за счет увеличения километража бега с невысокой скоростью. Медленный бег в разминке и заминочной части тренировочного занятия, в утренней специальной зарядке равномерно распределяется в подготовительном и соревновательном периодах и увеличивается с ростом подготовленности спортсмена.

Объем кроссового бега с увеличением возраста и подготовленности бегуна значительно возрастает и большей частью переносится на подготовительный период (до 57 - 62% годового объема кроссового бега).

3. Соревновательный и контрольный бег.

С возрастом и ростом подготовленности юного спортсмена повышается роль соревновательной подготовки, в связи с чем увеличивается объем беговой нагрузки, выполняемый в условиях соревнований или в условиях, приближенных к соревновательным.

В подготовительном периоде объем соревновательного бега с увеличением возраста и подготовленности увеличивается от 1,9% у бегунов 15-16 лет и до 8,2% у спортсменов 17 - 18 лет. В соревновательном периоде он возрастает до 9,2% у бегунов 15 - 16 лет и до 18,3% у спортсменов 17-18 лет. Следует отметить, что с возрастом и повышением подготовленности спортсменов средние скорости бега в тренировке снижаются относительно соревновательной, в связи с тем, что при общем объеме нагрузки, направленной на развитие специальной выносливости, увеличивается удельный вес бега с соревновательной и пониженной скоростью, а содержание бега с более высокой скоростью уменьшается. (Якимов A.M., 1983).

2.2 Подготовка юных бегунов на средние дистанции по Ивочкину В.В.

В 1986 году Ивочкиныхм В.В. был поставлен педагогический эксперимент. Задача исследования состояла в обосновании структуры тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации. В педагогическом эксперименте приняли участие 25 спортсменов в возрасте 13-14 лет. Спортивная квалификация - II - III юношеский разряд.

При планировании тренировочных нагрузок учитывались рекомендации отдела теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК, согласно которым общий объем беговых нагрузок в годичном цикле на этом этапе должен составлять 1800 - 2000км, а по 3-ом зонам интенсивности (аэробный, аэробно - анаэробный и анаэробный) соответственно 85 - 87, 8 - 11 и 4- 5% общего объема.

В результате проведенного исследования были определены допустимые тренировочные нагрузки.

На 1-ом и 2-ом году обучения в учебно-тренировочных группах, общий объем беговых нагрузок находится на уровне 45-50% от показателей мастеров спорта и равняется 1800 - 2000км, в дальнейшем ежегодный прирост должен составлять не менее 15—17%.

Проведенный педагогический эксперимент (Ивочкин В. В. 1986г.) показал, что рекомендуемые для первого года подготовки на этапе начальной спортивной специализации общий объем бега, равный 1736км, при соотношении нагрузок аэробной, смешанной и анаэробной направленности соответственно 87,3, 9,4 и 3,3% и на втором году тренировки соответственно 2025км и 85,9, 9,9 и 4,1%, обеспечивает надлежащий уровень разносторонней физической подготовленности и рост спортивных результатов.

2.3 Дозировка и контроль соревновательной деятельности юных бегунов на средние и длинные дистанции.

Слово «спорт» невольно ассоциируется с накалом соревновательной борьбы, без которой он действительно потерял всю свою притягательность и для болельщиков и для самих спортсменов. Каждое соревнование - это огромная психоэмоциональная нагрузка для его участников при предельной мобилизации функциональных систем, которые непосредственно определяют уровень достижений в избранном виде спорта. А это необходимо учитывать, когда речь идет о юных спортсменах. (ЛоктевС. 1991)

Для детского и юношеского организма характерны высокий уровень возбудимости, слабость внутреннего торможения, относительно невысокие функциональные возможности, неэкономичное расходование энергии, не богатый жизненный и соревновательный опыт, и поэтому они не умеют определять состязания по значимости, рационально расходовать свои силы, и относительно спокойно переносить горечь поражений. Все это говорит о том, что для юных атлетов каждое соревнование является серьезным испытанием. (Макаров Г. 1991)

Несмотря на принятие регламентации, в детском и юношеском спорте продолжается односторонняя специализированная подготовка со всеми вытекающими из нее отрицательными последствиями, которые еще более усугубляются чрезмерными стартами. Главная опасность, которую в себе таит перенапряжение сердечно-сосудистой системы.

Подобному перенапряжению не всегда предшествует или сопутствует состояние перетренированности, на проявление которой в первую очередь ориентируются тренеры (нарушение сна, апатия, вялость, повышенная раздраженность, нежелание тренироваться, ухудшение аппетита, потеря массы тела, снижение общей и специальной работоспособности). Когда речь идет о подростках, диагностика перетренированности крайне затруднена, поскольку в подавляющем большинстве случаев они не предъявляют ни каких жалоб, так как не способны анализировать свои ощущения. Потому не исключено, что многие юные спортсмены (особенно когда не организован систематический медицинский контроль) в течение нескольких лет продолжают тренироваться и выступать на фоне подобного перенапряжения. В этом кроется еще одна из причин отсутствия у нас перспективного резерва.

В видах, связанных с развитием выносливости, тренеры не могут позволить себе игнорировать общефизическую подготовку, поскольку она необходима для выхода на высокий спортивный результат. В беге отсутствие должного общего физического развития, и в частности дисгармоничное развитие верхнего и нижнего пояса, до определенного момента не препятствует росту спортивных достижений. И только потом, когда, как правило, уже оказывается поздно, видно, что недостаточно сильные мышцы грудной клетки не дают возможности спортсмену в полной мере использовать функциональные возможности аппарата внешнего дыхания, а слабые мышцы брюшного пресса и спины отрицательно изменяют технику бега, становятся одной из главных причин хронического перенапряжения, различных заболеваний и травм опорно- двигательного аппарата. Изменив характер соревнований для детей и юношей в возрасте до 15 лет (по мнению Локтева С. и Макарова Г.) включив в них специальные тесты, оценивающие уровень общей физической подготовки, можно решить эту задачу и осуществить реальный контроль за работой детских тренеров.

Соревнования на классических дистанциях начинают проводить для подростков, когда им исполняется 14 лет, то есть именно в этом возрасте, когда наблюдается стремительный прирост длины и массы тела, нейроэндокринный дисбаланс, максимальная напряженность функционирования сердечно-сосудистой системы, связанные с половым созреванием организма. Более подходящего периода (по мнению испытателей) для дополнительных стрессовых воздействий, к которым с полным основанием можно отнести соревновательные нагрузки, трудно отыскать. (Макаров Г. 1991)

Учитывая это, для подростков и юношей (до 16 лет включительно) по мнению Локтева С. и Макарова Г. должна быть, разработана специальная, максимально щадящая программа соревновательных нагрузок на выносливость.

Нельзя допускать в детском и юношеском возрасте сдвоенных и строенных стартов (даже взрослым спортсменам после подобных нагрузок требуется для восстановления минимум 7-12 дней).

Результаты опроса юношей - членов сборной команды РСФСР в беге на средние дистанции свидетельствует о том, что, пройдя серию ответственных соревнований, они потом около 2 месяцев не могут приступить к активным тренировкам из-за чрезмерного физического перенапряжения и психологической усталости. Испытав однажды такое состояние, очень трудно потом выйти на более высокий уровень. Именно так в большинстве случаев и происходит с одаренными бегунами. Пройдя изнурительную систему соревновательных нагрузок, многие из них после окончания школы бросают заниматься бегом или продолжают еще по инерции 1 - 2 года тренироваться, но, уже не ставя перед собой высоких целей (По данным опроса бегунов).

К существующей на сегодняшний день системе соревнований следует относиться как к острейшему средству физического и психоэмоционального воздействия, которое нуждается в скрупулезной дозировке и систематическом контроле со стороны тренеров и спортивных врачей (Локтев С., Макаров Г. 1991).

2.5 Сравнительный анализ подготовки юных бегунов на средние дистанции.

На этапе начальной спортивной специализации и углубленной тренировки закладывается фундамент последующей специализированной подготовки, поэтому принцип всесторонней подготовленности юных бегунов на средние дистанции остается ведущим, не должно быть противопоставления спортивной специализации и разносторонней подготовки. По мере повышения спортивного мастерства физическая подготовка приобретает все более специализированный характер.

Важной составной частью подготовки юных спортсменов является педагогический контроль, благодаря которому можно определить правильность избранной системы тренировки, целесообразность того или иного решения.

Большое значение приобретают контрольные упражнения. Так как достижение ими относительно высоких для своего возраста результатов и выполнение разрядных норм еще не свидетельствует о том, что они будут прогрессировать при переходе в группу взрослых. Наличие научно обоснованных допустимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетнего тренировочного процесса является важным условием планомерной подготовки спортивного резерва.

Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность целостной системы подготовки юных спортсменов, так как тренировочное воздействие формирует определенный уровень и соразмерность в развитии физических качеств, их функциональное состояние, от которых зависят спортивные достижения.

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в тренировке бегунов на средние дистанции характеризуется значительным приростом объемов в средствах тренировок от начальной спортивной специализации до этапа спортивного совершенствования.

На этапе начальной спортивной специализации углубленной тренировки бегунов на средние дистанции тренировочные нагрузки по характеру их энергообеспечения разделяются на три вида: выполняемые в аэробном; смешанном аэробно - анаэробном и анаэробном режимах.

Более детальное деление нагрузок по зонам интенсивности на данном этапе подготовки нерационально (Иванчук В. В.)

Список литературы:

1. Бондарчук А. «Еще раз о спортивной форме.» // «Легкая атлетика» 1991 №1, с 11-13.

2. Ивочкин В. В. «Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции.» Москва 1986, с 74-81.

3. Ивочкин В. В. «Нормативные требования к многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции» Москва 1990, с 31-38.

4. Ивочкин В. В. «Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции» Москва 1985, с 58-65.

5. Иорданская Ф. А. «Возрастные особенности воспитания выносливости у юных спортсменов» Москва 1970 с 14-27.

6. Иорданская Ф. А. «Динамика устойчивости к кислородной недостаточности с развитием общей и специальной выносливости» Москва 1971 с 39-41.

7. Коробов А. «Увидеть за партой олимпийца.» // «Легкая атлетика.» 1978 №8, с 23-25.

8. Кобайский К. «Исследование уровня аэробной возможности у квалифицированных легкоатлетов - юношей.» Москва 1982, с 2-12.

9. Куник М. «Тренировка на выносливость и некоторые параметры работоспособности у начинающих бегунов на средние дистанции.» Москва 1982, с 13-25

10. Кулаков В. Н. «Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на средние дистанции.» Москва 1990, с 61-70.

П.Линец М. «Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средние дистанции.» // «Легкая атлетика» 1990, №9, с 80.

12. Локтев С. «Осторожно дети!» // «Легкая атлетика» 1991, №12, с 9-12.

13. Летунов С. П. «Выносливость у спортсменов» Москва 1971 с 2-12.

14. Малков Е. «Смена поколений.» // «Легкая атлетика» 1991, №2, с 27.

15. Максимова М. Н. «Эффективные средства и методы тренировки юных бегунов на средние дистанции» Москва 1984, с 10-16.

16. Михеев А. «Тренируется подросток» // «Легкая атлетика» 1983, №2, с 12-13.

17. Никитушкин В. «Поспешай не торопясь» // «Легкая атлетика» 1989, №12, с 14-16.

18. Озолин Н. Г. «Учебник для институтов физической культуры» 1979 с 41.

19. Полунин А. «Как быстро следует бегать» // «Легкая атлетика» 1990 №11, с 39-41.

20. Полунин А. «Ключ к успеху» // «Легкая атлетика» 1991, №9, с 26-28.

21. Суслов Ф. «Воспитать бегуна» // «Легкая атлетика» 1989, №9, с 14-16.

22. Чен Е. «Наше общее дело» // «Легкая атлетика» 1978 №8, с 9-11.

23. Якимов А. М. «Исследование объема специальных средств тренировки юных бегунов на средние дистанции» Москва 1972 с 3-10; 15-18.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.