Значение технической подготовки в спортивной деятельности волейболистов, часть1.

 Содержание.

Введение

1. Характеристика игры в волейбол

2. Виды подготовки

2.1. Физическая подготовка

2.2. Психологическая подготовка

3. Техническая подготовка

3.1. Роль технической подготовки в спорте

3.2. Значение технической подготовки в волейболе

3.3. Основные технические приемы в волейболе

3.4. Определение эффективности технической подготовленности волейболистов

Библиографический список

Введение.

С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на миро­вой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средст­вом организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работо­способности.

Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Мас­совый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как сред­ства физического воспитания является его специфическое качество - воз­можность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготов­ленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов [33].

Существенные изменения произошли в технической подготов­ленности высококвалифицированных волейболистов по сравнению с предыдущими этапами развития волейбола. Современный волейбол ха­рактеризуется значительным усилением подачи. Использование силовой подачи в прыжке усложняет прием мяча игроками команды - соперницы и затрудняет организацию ими атакующих действий. Силовая подача в прыжке в настоящее время - наиболее распространенная из всех разно­видностей этого приема игры. В то же время наблюдения показывают, что игроки ведущих команд мира (России, Югославии, Бразилии, Италии) тактически сочетают силовую подачу в прыжке с "укороченными" пода­чами, когда мяч направляется близко к сетке.

Проявляется тенденция к учащению случаев приема подачи свер­ху. Это объясняется тем, что арбитры матчей не стали предъявлять очень жестких требований к выполнению приема мяча, посланного подачей. Наблюдения показали, что прием сверху чаще применяется при планирующей подаче соперника или при слабом "накате". Прием сверху стал чаще использоваться также при игре в защите. В настоящее время арбитры встречи практически не фиксируют ошибок при игре в защите, позволяя игрокам отражать мячи любой частью тела. В технике различных видов нападающих ударов значительных изменений нет. В современном волейболе, как и ранее, наиболее распространенными яв­ляются нападающие удары по ходу, удары с переводом и обманные удары, причем их соотношение существенно не изменилось.

Анализ технико-тактических действий (ТТД) волейболистов веду­щих команд в нападении показал, что подавляющее большинство атак по­сле хорошего приема подачи осуществляется с быстрых вторых передач. Данная тенденция характерна для ТТД в нападении из всех зон площадки. Наблюдается сокращение количества комбинаций в зоне 3 с использова­ние нападающих второго темпа. Характерная особенность современного волейбола - повышение доли атак из глубины площадки. В 80-е гг. 30% атак осуществлялось из зоны 3, в настоящее время их доля сократилась и составляет 23% в играх сборных команд и в чемпионате России. Таким образом, ведущие команды мира и России меньше используют атаки пер­вым и вторым темпами из зоны 3. Данная тенденция связана с тем, что блокирующие в современном волейболе довольно часто группируются вблизи зоны 3 и связующие игроки, чтобы "растянуть" блок соперника, вынуждены больше использовать края сетки. Кроме того, длина тела мно­гих волейболистов превышает 200 см, что облегчает им игру на блоке.

Атаки из глубины площадки, которые в 80-е гг. были довольно редкими (всего 9,6%), в современном волейболе приобретают все большее значение. Причем эти атаки осуществляются не только из зоны 1, но и из зоны 6. Использование в атаке игроков задней линии позволяет во всех расстановках иметь трех активных нападающих, что значи­тельно осложняет сопернику действия при блокировании. Многие тренеры сейчас особое внимание уделяют именно технической подготовке. В современном спорте значительно возрастают скорости, и времени для принятия решения не остается, именно поэтому все действия игроков на площадке должны быть доведены до автоматизма. Каждый технический прием должен быть вначале качественно проработан на тре­нировке, только в этом случае при его использование во время игры можно избежать потери мяча. В данных условиях значительно возрастает роль технической подготовки. ( Подласый И.П., 1999.)

1. Характеристика игры в волейбол.

В волейбол играют на площадке размером 9x18 метров. Вся площад­ка разделена на две равные половины средней линией, над которой подве­шивается сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведётся она мя­чом весом 250 грамм и окружностью 65-68 сантиметров.

Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая усилия для падения его на стороне противоположной команды. Действия играющих, ограниченные правилами, выполняются игровыми приёмами: подачей, передачей, нападающих ударом и блокированием. Ис­ходными положениями для игровых приёмов будут стойки (при действиях на месте) и перемещения (при действиях в движений).

Игра состоит из трёх или пяти партий. Побеждает та команда, кото­рая выиграет две партии из трёх или три из пяти. Если первую партию вы­игрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии команды меняются площадками.

Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занима­ют место на передней линии у сетки, остальные - на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, нахо­дящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, напа­дают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии по­дают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу. (Столбов В.В. 1989.)

Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает ко­манду начинать игру. На подачу отводится не более 5 секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часо­вой стрелке.

Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитывается два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.

Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничи­тельными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых ли­ний, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят в площадь игрового поля.

Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, ес­ли:

- мяч падает на свое площадке;

- команда совершает более трех касаний;

- мяч брошен или задержан;

- мяч коснулся тела игрока ниже пояса;

- игрок касается сетки;

- игрок совершал два касания подряд;

- ступня игрока полностью находится на стороне соперника и не ка­сается средней линии;

- игрок производит нападающий удар на стороне соперника;

- игрок задней линии из площади нападения перебивает на сторону соперника мяч, который находится выше верхнего края сетки;

- игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;

- команда нарушает расстановку в момент подачи;

- игрок во время удара по мячу пользуется поддержкой товарища по команде;

- игрок получает персональное замечание;

- игрок касается мяча или игрока противоположной команды, когда мяч находится на стороне противника;

- умышленно затягивается игра;

- замена игрока произошла неправильно;

- потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;

- использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;

- игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в игре;

- игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопер­нику;

- нарушены правила блокирования.

Команда имеет право на два перерыва по 30 секунд в каждой партии. Разрешена замена игроков, но не более шести в каждой партии.

Во время игры к судье может обращаться только капитан команды. Игрок не имеет права:

- оспаривать решение судей и делать замечания в их адрес;

- вести себя нетактично по отношению к сопернику или делать ос­корбительные замечания в адрес игроков противоборствующей команды.

Каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выпол­нять и соблюдать нормы поведения [22].

Следует рассмотреть в отдельности специфику и психологическое своеобразие проявления сенсомоторных, интеллектуальных, эмоциональ­ных и волевых процессов и функций волейболиста.

Сенсомоторика. Взаимосвязь анализаторных функций с движениями спортсмена-волейболиста, как правило, носит характер сенсомоторных ре­акций типа РДО (реакций на движущийся объект). Для РДО характерно, что сигналом к реагированию является движущийся объект (мяч, партнер, противник), а моторным ответом - изменение направления движения объ­екта в заданной точке траектории или удержание его в сенсорном поле.

Интеллектуальные процессы. Мышление волейболиста направлено на оценку конкретной игровой ситуации, понимание тактического смысла индивидуальных и групповых действий; понимание тактического рисунка отдельной комбинации, системы игры соперника в целом; определение слабых сторон в тактике и технике противника; разгадывание тактики со­перников, навязывание своей игры.

Особое место занимает в характеристике интеллектуальных процес­сов концептуальное мышление. Это, прежде всего умение видеть наиболее типичные особенности той или иной команды, способность к предвиде­нию, аналитико-синтетическая оценка прошедших, а также предстоящих игр и т. д.

Эмоции. Волейбол - чрезвычайно эмоционально насыщенная игра. Различные игровые ситуации вызывают у спортсменов бурную радость или отчаяние, удовлетворение или разочарование, агрессию или злость. Очень важно, чтобы эмоции не деформировали командные взаимодейст­вия, а служили мобилизующим фактором. Как отрицательные, так и поло­жительные эмоции должны являться системой сигналов для игровой ори­ентации волейболиста в зависимости от его личного отношения к матчу, к соперникам, партнерам. Например, только через эмбции игрок (или команда в целом) может осознать, что наступает решающий, кульминационный момент в игре. Именно эмоции (а не сенсомоторика или мышление) будут способствовать мобилизации всех сил для победы. Восприятие различных эмоциональных проявлений того или иного соперника может подсказать волейболисту, как действовать против него в острые моменты (жестко, аг­рессивно или, наоборот, осторожно, гибко).

Воля - как известно, деятельная сторона разума и чувств. Поэтому, завершая психологическую характеристику волейбола, следует особым образом отметить, что именно волевые качества личности волейболиста являются в своей совокупности системообразующим фактором, имеют стержневое значение по отношению к выше названным сторонам психики спортсмена (сенсомоторика, мышление, эмоции). В единстве с моральной, идейной зрелостью личности такие волевые качества, как целеустремлен­ность, упорство, решительность, смелость, самообладание, самостоятель­ность, лежат в основе высоких достижений в спорте.

Наконец, в игре важное значение имеет структура команды, коллек­тива, в котором есть собственный психологический микроклимат, сло­жившиеся взаимоотношения. Эффективность игрового взаимодействия ха­рактеризуется определенными социально-психологическими закономерно­стями [13].

2. Виды подготовки.

2.1 Физическая подготовка

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторон­няя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, поло­жительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повы­шением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается.

Исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники [8].

В игровой деятельности волейболиста важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сокра­тительных способностей мышц нижних конечностей. Способность к удар­но-баллистическим движениям связана с развитием динамической силы рук и плечевого пояса.

Важное свойство сенсомоторики волейболистов - способность тон­ким мышечным ощущениям и дифференцировкам. Одним из главных свойств сенсомоторики и качественных проявлений двигательной дея­тельности волейболистов является целевая точность.

Процессуальный характер точности проявляется в точных переме­щениях по площадке, выборе места при блокировании, разбеге и отталки­вании при нападающем ударе, а финальный при всех взаимодействиях с мячом: передачах, ударах, подачах, блокировании.

Этот комплекс двигательных способностей волейболиста носит спе­цифический характер и тесно связан с различными проявлениями психо­моторики: уточняющими реакциями на движущийся объект объемом вни­мания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью.

В волейболе, например, имеются диаметрально противоположные по силовым затратам движения: нападающий удар требует взрывной силы; передача же мяча сопряжена с тонкой дифференцировкой и постепенным нарастанием мышечного напряжения. Очевидно, что даже в одном виде спорта необходим различный методический подход к развитию качествен­ных проявлений силы. Аналогичная тенденция, безусловно, существует и при развитии других физических качеств и свойств психомоторики волей­болиста. Поэтому, говоря о специальной физической подготовке, целесообразно соотносить подготовительные упражнения для развития тех или иных двигательных качеств с конкретными спортивными движениями.

Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгиба­ния мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большо­го пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно-связочно-сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. (Покровский В.И.) Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилак­тически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для сто­пы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с по­степенным увеличением темпа. ( Зациорский В.М., 1981.)

Развитие силы ударного движения правой (левой) руки обеспечива­ется многократным и многосерийным выполнением динамических упраж­нений с резиной и амортизаторами, имитирующими ударное движение в преодолевающем режиме. Для этой же цели выполняются броски набив­ных мячей различного веса и размера с акцентированным их выбросом. Особенного эффекта достигают парные упражнения с двумя набивными мячами. При этом один из партнеров выбрасывает мяч из-за головы двумя руками по высокой траектории, а другой по более пологой. Это делается для того, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Через некоторое время партнеры меняются ролями, затем отдыхают и вновь выполняют очеред­ную серию бросков. Используются также броски теннисных мячей, мета­ние камней на дальность.

Главным же упражнением, соединяющим развитие силы с техникой ударного движения, являются удары в пол с отскоком мяча от стенки, уда­ры по подвесному мячу и удары по мячу через сетку.

Развитие специальной скоростно-силовой выносливости волейболи­ста осуществляется в многосерийной интервальной тренировке, модели­рующей фрагменты атакующих и защитных действий. Такая тренировка предусматривает чередование интенсивного тренинга в защите с много­кратными ударами через сетку и кратковременными интервалами отдыха. Количество серий и длительность отдыха могут изменяться в зависимости от уровня функциональной подготовленности волейболиста.

Хорошим средством интегральной тренировки по выработке специ­альной выносливости и совершенствованию технико-тактического мастер­ства, являются игры с уменьшенными составами.

Дифференцировка усилий, необходимая при нижних и особенно верхних передачах для точного отскока мяча или его точной передачи, развивается и совершенствуется во всех упражнениях с мячом, где требу­ется точная передача [36].

Контроль за уровнем физической подготовленности осуществляется с помощью тестов и соответствующих измерений.

2.2 Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физиче­ской, технической и тактической.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуаль­ная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчи­вость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность так­тической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально- волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным сопер­ником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.

Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и не­уклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебнотренировочных занятиях.

Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам кол­лектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимообусловлены [33].

Психологическая подготовка волейболистов определяется характе­ром игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение боль­шинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориен­тированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирова­ния, точность и своевременность восприятий и ответных движений. [19].

Одно из важных психологических особенностей двигательной дея­тельности волейболистов это умение выполнять точные и дифференциро­ванные пространственные, временные и мышечные восприятия.

Таким образом, упражнения, связанные с психологической подго­товкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учеб­но-тренировочном процессе.


Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.